ВУЗы-соорганизаторы:
05.05.2022 Критерии определения победителей и призеров Аэрокосмического профиля
29.04.2022 Уважаемые участники! Доступны результаты заключительного этапа по аэрокосмическому профилю.
20.04.2022 Сбор данных победителей и призеров заключительного этапа
20.04.2022 Заключительный этап Аэрокосмического профиля
09.03.2022 Уважаемые участники! Мы рады сообщить проходные баллы по практическому отборочному этапу!
31.01.2022 Регистрация на практический тур и формирование команд продлено до 15 февраля
19.01.2022 Открыта регистрация на второй тур отборочного этапа!
24.12.2021 Опубликованы списки приглашенных участников на практический тур отборочного этапа.
22.12.2021 Опубликованы граничные баллы и расписание вебинаров
14.12.2021 Открыта апелляция теоретического тура отборочного этапа
13.12.2021 Опубликованы результаты теоретического тура отборочного этапа
Процедура апелляции и подведение итогов.
Финальный этап состоится 23-24 апреля. Приглашаем всех участников, просим не забыть взять распечатанные бланки и устройства.
Зарегистрироваться и создать/ присоединится необходимо до 1 февраля 23.59.
На основании опубликованных ранее граничных баллов
Оргкомитетом было утверждено необходимое количество баллов по предметам для прохождения на практический тур отборочного этапа 2021/22 учебного года.
Сроки проведения: с 14.12 по 17.12 до 23.59 часов.
В скором времени будет опубликована новость о сроках проведения апелляции
Аэрокосмический профиль Московской предпрофессиональной олимпиады школьников был открыт в 2019 году. Организаторами профиля является НИУ ВШЭ и НИУ МИЭТ. Оператором профиля является Научно - исследовательский университет Высшая школа экономики.
В состав организационного комитета, состав методической комиссии, а также состав жюри олимпиады школьников входят сотрудники Высшей школы экономики и компаний-партнеров НИУ ВШЭ.
Для участников аэрокосмического профиля открыт чат в телеграмме, где будут публиковаться напоминания о дедлайнах. Если у вас нет команды, то в комментариях вы можете отметиться и найти ребят, с которыми совместно будете работать над кейсом.
Ссылка на чат https://t.me/+WCl1oW5eudXGmNBw
Для участников олимпиады:
К написанию олимпиады допускаются учащиеся 8 - 11 классов.
Архив заданий прошлых лет можно найти по ссылке.
Индивидуальные баллы победителям и призёрам Аэрокосмического профиля и других профилей в вузах организаторах при поступлении в 2022 году.
НИУ МИЭТ | НИУ ВШЭ | ||
Направление |
Баллы |
Направление |
Баллы |
01.03.04 Прикладная математика |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
01.03.04 Прикладная математика |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
09.03.01 Информатика и вычислительная техника |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
09.03.01 Информатика и вычислительная техника |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
09.03.02 Информационные системы и технологии |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
10.03.01 Информационная безопасность |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
09.03.03 Прикладная информатика |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
10.05.01 Компьютерная безопасность |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
09.03.04 Программная инженерия |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
10.03.01 Информационная безопасность |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
|
11.03.01 Радиотехника |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
|
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
|
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
|
11.03.04 Электроника и наноэлектроника |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
|
27.03.04 Управление в технических системах |
Призёр – 6 баллов Победитель – 8 баллов |
|
С собой на финальный этап аэрокосмического профиля, который состоится 23-24 апреля необходимо взять:
1.документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении);
2. распечатанный именной комплект (титульный лист и бланки) из личного кабинета участника ЕСР (для индивидуального тестирования по командному практическому заданию);
3. черную гелевую ручку.
4. непрограммируемый калькулятор (НЕ телефон!)
5. сменную обувь (по желанию);
6. Вода и шоколадка.
Инструкция по распечатке именного комплекта:
1. Необходимо зайти на сайт: reg.olimpiada.ru;
2. Вход осуществляется с использованием логина и пароля участника;
3. Слева в меню располагается кнопка «Участвую», при нажатии на нее выполняется переход к заполнению информации;
4. В списке олимпиад необходимо выбрать "Московская предпрофессиональная олимпиада школьников по аэрокосмическому профилю заключительный этап, 2021-2022 учебный год";
5. Далее вводится информация об участнике (паспорт и другие данные);
6. На следующей странице: кнопка «Титульный лист и бланки работы» для скачивания именного комплекта.
7. Скачанные бланки необходимо распечатать.
Адрес места проведения финального этапа аэрокосмического профиля.
г.Москва, ул. Таллинская 34
Как до нас добраться
На метро
Синяя ветка (номер 3), станция Строгино.
Последний вагон из центра. Поднимаетесь по лестнице, попадаете в подземный переход. Поверните налево, потом по лестнице направо. Впереди чуть в отдалении несколько высоток - идите в их сторону до светофора. Перейдите на другую сторону через трамвайные пути. Перед вами калитка. Пройдите в нее и идите дальше забирая влево. Подойдите к зданию повыше, вход под баннером. Не для школы, а для жизни мы учимся. Заходите, называете себя охране, вы в МИЭМ НИУ ВШЭ.
На трамвае
От метро Сокол идет 15 трамвай до остановки "Улица Маршала Катукова" (вторая после Строгинского моста). Налево в горку мимо спорткомплекса "Янтарь" до калитки в МИЭМ НИУ ВШЭ.
От метро Щукинская идет 30 трамвай до остановки "Метро Строгино" (третья после Строгинского моста). Назад по правой стороне до входа в МИЭМ НИУ ВШЭ.
Присутствие участников обязательно в оба дня. (23.04.2022 и 24.04.2022)
Расписание проведения Олимпиады (23.04.22) (Время московское)
15.45 -16.15 – Регистрация участников и сопровождающих. 16.20- 16.30 – Объявление регламента проведения заключительного этапа 16.40 – 18.00 - Командная защита решения домашней кейсовой задачи. (Необходимо принести с собой техническое устройство и техническую документацию в распечатанном виде - формат А4). 18.00 – 18.30 Кофе брейк 18.30 - 20.30 – Индивидуальный этап: - Теоретическое междисциплинарное задание (физика-информатика-астрономия); (письменно) (90 минут). - Задание на знание содержания решения домашней задачи (письменно). (30 минут). Расписание проведения Олимпиады (24.04.22) (Время московское)
10.30 -11.00 – Регистрация участников и сопровождающих. 11.00 - 11.30 – Объявление регламента проведения заключительного этапа 11.40 – 15.40 - Решение командного практического задания. |
Критерии оценивания кейсовых задач
Компетенции |
|||||
Баллы |
Реализация функционального прототипа устройства |
Проектирование электронной схемы устройства |
Проектирование конструкции устройства |
Обработка данных |
Написание технической документации отчета |
0 уровень |
Функционал реализованного устройства полностью не соответствует описанному в условии функционалу (требования были поняты и реализованы неверно, либо устройство не работает) |
Нет электротехнической схемы (под электронной схемой подразумевается любая схема, описывающая электрическое взаимодействие компонентов между собой). Нет обоснования выбора элементной базы. |
Не представлена трёхмерная модель конструкции устройства (элементы электронной схемы не являются частью конструкции) |
Отсутствует возможность ввода параметров орбиты, определение положения аппарата по орбите не производится |
Отчёт не предоставлен |
1 уровень |
Функционал устройства не полностью соответствует описанному в условии функционалу, либо имеются критические недочёты (несоответствие устройства требованиям к продукту) |
Электросхема реализована, но не полностью. Нет обоснования, выбора элементной базы. Проект полностью повторяет проект из интернета |
Представлена трёхмерная модель конструкции устройства, но реализация конструкции не подходит для реализации функционала устройства, либо имеются недочёты |
Показания орбиты принимаются устройством, однако в расчётах допущена ошибка |
Отчёт предоставлен, но описаны не все пункты, либо имеются фактические недочёты (описание не соответствует реальности, либо содержание не передаёт сути) |
2 уровень |
Функционал прототипа полностью соответствует условию задания |
Электросхема реализована, есть обоснование выбора элементной базы, но представлено не полностью. |
Представлена трёхмерная модель конструкции устройства. Модель подходит под задачи устройства и не имеет недочётов. |
Реализовано определение положения спутника относительно устройства по орбите спутника |
Отчёт предоставлен в полном виде и соответствует требуемой структуре и наполнению (содержание пункта соответствует его сути) |
Подача апелляции:
Если участники олимпиады не согласны с выставленными баллами, подать апелляцию можно по задачам отборочного этапа, междисциплинарным задачам и индивидуальному тестированию по кейсу, остальные этапы не подлежат апелляции в рамках Заключительного этапа. Все обращения обрабатываются в рамках апелляций, которые подаются в регламентированные сроки через единую систему регистрации.
Компетенции участников практической деятельности:
Уровень практической деятельности, как в командной кейсовой задаче, так и в финальном практическом задании проверяется по пяти компетенциям:
- Реализация функционального прототипа устройства;
- Проектирование электронной схемы устройства;
- Проектирование конструкции устройства;
- Обработка данных;
- Написание технической документации;
Информационное сопровождение олимпиады:
Инженерный класс в московской школе (https://miem.hse.ru/engineering_classes/)
ИТ-класс в московской школе (https://miem.hse.ru/it_classes/)
“Высший пилотаж” конкурс проектных и исследовательских работ школьников в НИУ ВШЭ по направлению Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum, призеры и победители этого направления будут приглашены на космическую программу “Сириус 2022” (дедлайн подачи проектных и исследовательских работ 28 января) (https://olymp.hse.ru/projects/sputnik, https://miem.hse.ru/news/450451351.html )
Сроки проведения аэрокосмического профиля на 2021-2022 год:
Отборочный этап | Заключительный этап | ||
1 тур | 2 тур | 1 тур | 2 тур |
теория | практика | практика | практика |
Декабрь | 20 февраля 2022 | 23 апреля 2022 | 24 апреля 2022 |
Предметные задачи | Подготовка технической документации по командному кейсу |
Защита командного кейса Индивидуальное тестирование по командному кейсу |
Командное практическое задание |
1. Информатика | теория | ||
2. Физика | Междисциплинарные задачи |
Рекомендованная для ознакомления литература и курсы:
- Уроки по работе с ардуино. [Электронный ресурс] - https://lesson.iarduino.ru/
- Проектная работа по разработке системы. [Электронный ресурс] - http://arduino-diy.com
- Building Arduino robots and devices. [Электронный ресурс] - https://ru.coursera.org/learn/arduino
- The Arduino Platform and C Programming. [Электронный ресурс] - https://ru.coursera.org/learn/arduino-platform
- The Raspberry Pi Platform and Python Programming for the Raspberry Pi. [Электронный ресурс] - https://ru.coursera.org/learn/raspberry-pi-platform
- Простой Blender. Часть 1. [Электронный ресурс] - https://habr.com/ru/post/272519/
- Ардуино: радиомодуль на 433 МГц. [Электронный ресурс] - https://robotclass.ru/tutorials/arduino-radio-433mhz/
- Работаем с сервоприводами. [Электронный ресурс] - http://developer.alexanderklimov.ru/arduino/servo.php
- Tinkercad Arduino [Электронный ресурс] - https://arduinomaster.ru/program/simulyator-arduino-tinkercad-circuits/
- Работа с символьными ЖК дисплеями 1602,2004. [Электронный ресурс] - https://wiki.iarduino.ru/page/Working_with_character_LCD_displays/
- Подключение потенциометра к Ардуино. [Электронный ресурс] - https://arduinomaster.ru/datchiki-arduino/potentsiometr-arduino/
Описание профиля:
Аэрокосмические технологии — это область науки и техники, имеющая дело с летательными и космическими аппаратами. Аэрокосмические технологии являются междисциплинарной отраслью знания, основанной на достижениях физики, астрономии, информатики, математики и инженерных дисциплин.
Основное направление аэрокосмических исследований —подготовка квалифицированных кадров для проведения исследований космоса, космических экспериментов и эффективного использования результатов космической деятельности в решении фундаментальных и прикладных задач.
Одна из важных задач отрасли – популяризация космической науки и инженерии в молодежной среде. Развитие проектов «Инженерный» и «Академический» класс в Московской школе
Ученые и инженеры аэрокосмических систем играют важнейшую роль в космической отрасли. Эти специалисты – настоящие творцы, которые разрабатывают новые конструкции и механизмы. Они воплощают самые смелые мечты человечества, сводя в единую картину плоды труда разных экспертов отрасли.
Ученые и инженеры аэрокосмических систем занимаются разработкой механизмов космических аппаратов, программного обеспечения и оборудования: искусственных спутников, ракет, наземной аппаратуры для управления их полетом. Научная и профессиональной деятельность охватывает все этапы управления космическими миссиями:
- проектирование облика и систем задействованных космических аппаратов,
- планирование баллистико-навигационных мероприятий и функционирования бортовых систем,
- планирование проводимых экспериментов, реагирование на нештатные ситуации и оперативная коррекция планов миссии.
Ученые и инженеры должны постоянно учиться чему-то новому, быть в курсе всех новых технологий и технологических решений. А еще – любить математику и физику, разбираться в программировании и иметь тягу к творчеству, ведь без нее не обойтись там, где создается что-то с прицелом на будущее.
Космическая отрасль в России начала формироваться в 50-х годах ХХ века и достигла своих высот с запуском в космос первого спутника и первого человека. Сейчас отрасли нужны свежие умы, способные дать ей новый стимул к развитию – сделать полеты надежными, массовыми и более дешевыми.
Развитие аэрокосмического направления в школьной среде ставит своей целью:
- обеспечение качественной подготовки будущих специалистов в области инженерной и ракетно-космической отраслей;
- рост уровня качественной подготовки выпускников, ориентированных на обучение в области авиации, космонавтики, технических наук. К поступлению в вузы на физико-математические, аэрокосмические специальности;
- приобретение практических навыков учащимися начального, основного и среднего уровней по аэрокосмическому моделированию.
Развитие направления способствует приобретению практических навыков у учащихся, создает основы для личностного и профессионального самоопределения, самореализации школьников; способствует развитию сотрудничества «школа–вуз».
Расписание:
Разбор кейсовых задач инженерно-конструкторского направления аэрокосмического профиля На каждом вебинаре будут разобраны все кейсы |
Запись вебинаров |
||
22 декабря 2021 16:00 |
|||
18 января 2022 16:00 |
|||
8 февраля 2022 16:00 |
Заочные кейсы 2021/2022 учебного года:
Тема кейсового задания | Ссылка на текст | |
Кейс №1 |
Центр управления полётами |
Ссылка на кейсовое задание №1 |
Кейс №2 |
Спутниковая система передачи данных |
|
Кейс №3 |
Управление бортовой системой питания спутника |
Контакты:
Учебно-исследовательская лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем Департамента электронной инженерии Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Оператор профиля: Ведущий инженер учебно-исследовательской лаборатории Функциональная Безопасность Космических Аппаратов и Систем, Преподаватель Департамента Электронной Инженерии, Абрамешин Дмитрий Андреевич
Телефон:
+7(495) 772-9590 *15130